Статьи

Включение в реестр недобросовестных поставщиков

Для многих предпринимателей доходы от участия в государственных закупках составляют основную долю прибыли. Ограничение участия в государственных закупках может сильно ударить по бюджету предпринимателя.

Одним из препятствий компании для участия в государственных закупках является включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Кроме финансовых потерь, включение в реестр недобросовестных поставщиков влияет на репутацию компании и может оттолкнуть потенциальных партнеров.
Что такое РНП?


Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой список предпринимателей (как компаний, так и ИП), которые нарушили условия государственной закупки.

Сведения о недобросовестных поставщиках представлены в открытом доступе в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок.

Реестр недобросовестных поставщиков ведет Федеральная антимонопольная служба в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078.
Основания включения участника закупки в РНП

Причины, по которым участник закупки, а также поставщик могут быть включены в реестр недобросовестных поставщик, а также порядок включения определяет статья 104 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Законодательством в государственных закупках предусмотрены два основных правила для участника, признанного победителем по итогам закупочной процедуры:

1) Участник, победивший в закупке, обязан заключить контракт;

2) Заключенный контракт должен быть исполнен на условиях, предусмотренных контрактом.

При нарушении указанных правил участник закупки, а также поставщик будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, законодательством предусмотрены два основания включения в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»):

1) Уклонение участника закупки от заключения контракта;

2) Неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.

Наиболее распространенная причина включения в реестр недобросовестных поставщиков - уклонение от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта

Победителя закупки посчитают уклонившимся от заключения контракта, если в установленные сроки он:

1) не подпишет контракт или не разместит по нему протокол разногласий (ч. 6 ст. 51 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);

2) не отправит обеспечение по контракту, если заказчик потребовал обеспечить исполнение обязательств (ч. 5 ст. 96 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);

3) не предоставит обеспечение исполнения контракта, если предложенная цена контракта на 25 процентов и больше ниже начальной (максимальной) цены контракта (ч. 6 ст. 37 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);

4) откажется от уменьшения цены по лекарственным препаратам, включенным в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если завысил нормативную предельную цену (ч. 9 ст. 31 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

По любому из этих оснований победителя закупки признают уклонившимся от заключения контракта.

Заказчик составляет протокол, в котором фиксирует номер и сведения о закупке, информацию о заказчике и об участнике, обстоятельства уклонения и прочее.

Данная информация направляется в ФАС в день размещения в единой информационной системе протокола об уклонении, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока для подписания контракта участником закупки — для электронных процедур; не позднее двух рабочих дней — для закрытого конкурса.

Для электронных процедур соблюдение этого срока обеспечивается самой площадкой, которая после размещения протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта сама направляет соответствующую информацию в ФАС или соответствующий УФАС.

Победитель закупки не всегда намеренно уклоняется от подписания контракта. Например, победитель мог не получить уведомление о поступлении контракта в личный кабинет, в связи с чем пропусти срок его подписания, или в ЕИС в сфере закупок проводились технические работы, которые помешали вовремя подписать контракт. Тем не менее, такого участника также посчитают уклонившимся от заключения контракта, но ситуация может разрешиться благополучно.
Исполнение контракта: когда могут включить в РНП

На стадии исполнения контракта есть два основания для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 8 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»):

1) Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий со стороны поставщика;

2) Расторжение контракта в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий со стороны поставщика.

При расторжении контракта по соглашению сторон сведения об исполнителе контракта не вносятся в реестр недобросовестных поставщиков.

Нарушение контракта должно быть существенным, чтобы недобросовестного поставщика включили в реестр. Например, при однократном незначительном нарушении срока исполнения контракта заказчик не обратится в уполномоченный орган с информацией о недобросовестном поставщике, но начислит поставщику пени.

Обращение о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков направляется заказчиком в уполномоченный орган после вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 15 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Какие же последствия включения в реестр недобросовестных поставщиков?

Формально лицо, включенное в реестр недобросовестных поставщиков, может принимать участие в торгах, если в извещении нет требования о его отсутствии в реестре.

Как правило, заказчик данное требование включает в извещение, что препятствует недобросовестным поставщикам участвовать в торгах в течение 2 лет.

Кроме ограничения права на участие в последующих торгах, участнику, уклонившемуся от заключения контракта, не возвращается обеспечение заявки.

Также недобросовестный поставщик обязан возместить заказчику фактически понесенный ущерб.

Конечно, включение в «черный список» поставщиков не является окончательным приговором. Поставщик автоматически будет исключен из реестра по истечении двух лет со дня его внесения. Кроме того, решение уполномоченного органа можно обжаловать в суде, если в противоправных действиях поставщика отсутствует его вина.
Made on
Tilda